Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

 

Курение. Анкета не содержала прямых вопросов о вреде курения, однако позволяла оценить эти знания по ответам на другие вопросы. Так, указывая основные причины развития ССЗ, курение в их числе назвали только 36,6% всех респондентов. При этом мужчины и женщины разного возраста называли курение с приблизительно одинаковой частотой. Наблюдалась лишь некоторая тенденция среди куривших к более частому указанию на курение как возможную причину болезней сердца и сосудов, однако даже среди них это подчеркивал менее чем каждый второй (41,8%). Вместе с тем отмечались и недостаточно четкие представления респондентов о вреде курения: так, 12,5% назвали курение в числе возможных причин АГ.

Об отношении к курению может говорить и то, предпринимаются ли попытки бросить курить и насколько они эффективны. Опрос показал, что среди лиц до 35 лет когда-либо курили 71,5% мужчин и 27,9% женщин, среди лиц 35-64 лет — соответственно 74,8 и 12,3%, среди лиц 65 лет и старше — 63,2 и 1,1%. К моменту обследования реальная частота курения у мужчин и женщин 18—34 лет составила соответственно 59,0 и 14,9%, 35-64 лет - 56,2 и 5,0%, 65-74 лет - 31,6 и 0,5%. Следовательно, из числа куривших ранее прекратили курить к моменту обследования 17,5% молодых мужчин, 24,9% мужчин среднего возраста и 50,0% пожилых мужчин; аналогичные показатели у женщин составили 46,6, 59,3 и 54,5%.

Таким образом, в молодом возрасте, наиболее перспективном для профилактики ХНИЗ, реально прекращают курить менее чем каждый пятый мужчина и каждая вторая женщина, однако и в среднем возрасте частота отказа от курения возрастает весьма незначительно. В то же время попытки прекратить курение гораздо чаще оказываются безрезультатными. Так, среди куривших до 35 лет 54,9% мужчин и 62,7% женщин ранее пытались бросить курить, среди лиц 35 лет и старше — соответственно 65,2 и 68,6%. В 89,7% случаев это были самостоятельные попытки без применения каких-либо дополнительных средств, способствующих отказу от курения. Только 5,5% опрошенных указали на использование никотинсодержащего пластыря, жевательной резинки или таблеток, а 3,3% — на применение рефлексотерапии.

Пищевые жиры и холестерин. Из всех опрошенных 73,4% мужчин и 84,4% женщин считали, что количество употребляемых в пищу жиров может оказывать влияние на здоровье. Независимо от возраста респонденты чаще всего в качестве неблагоприятного воздействия жиров называли ожирение (78,8%), тогда как другие, более важные последствия (атеросклероз и ишемическая болезнь сердца), указывались значительно реже (31,3%). 20,4% опрошенных ошибочно полагали, что потребление жиров повышает АД.

На вопрос, приходилось ли респонденту слышать о холестерине, ответили утвердительно только 52,8% мужчин и 64,5% женщин. Частота утвердительного ответа была несколько выше у лиц от 35 до 64 лет по сравнению с более молодыми и пожилыми респондентами. При этом практически все (94,6%) были правильно ориентированы относительно роли холестерина, указав его связь с развитием болезней сердца и сосудов. Среди продуктов, содержащих холестерин, респонденты в первую очередь называли сливочное масло, яичный желток, свинину, жирное молоко, сметану. При этом частота подобных ответов колебалась в пределах 35—70% в зависимости от возраста и пола. Значительно реже указывались такие продукты, как сыр, торты, сосиски, колбаса (3-12% ответов).

Анализ показал, что лица с более высоким уровнем образования достоверно чаще давали правильные ответы относительно пищевых жиров и холестерина. Тем не менее уровень их осведомленности также оставлял желать лучшего. Например, среди респондентов с высшим образованием большинство также считало ожирение, а не развитие атеросклероза основной угрозой здоровью от потребления жиров, и только 3 из 4 отмечали, что им приходилось слышать о холестерине. Следует также отметить, что в ответах на другой вопрос анкеты, касающийся основных причин развития ССЗ, только 13,9% респондентов отметили роль холестерина.

Знание людьми своего уровня холестерина крови, как и следовало ожидать, оказалось крайне низким. Из всех респондентов только 26,9% указали, что у них когда-либо исследовался уровень холестерина крови. Особенно низким этот показатель был у лиц до 35 лет (14,6% мужчин и 9,2% женщин); он увеличивался с возрастом: соответственно 33,8 и 35,6% у лиц 35—64 лет и 64,6 и 52,6% — у 65-летних и старше. После проведенного исследования 19,5% лиц получили информацию о том, что у них — гиперхолестеринемия. Таким образом, в пересчете на всю выборку частота гиперхолестеринемии составила бы 5,2% - показатель сколь нереальный, столь же и бесполезный для организации профилактических мероприятий, если учесть, что в среднем у 60% взрослого населения концентрация в крови общего холестерина превышает желаемый уровень (5,2 ммоль/л и ниже), а примерно у 20% соответствует высокому риску развития ХНИЗ (более 6,2 ммоль/л).

Физическая активность. Отвечая на вопрос о значении физических упражнений, абсолютное большинство респондентов (98,1%) не сомневались в их пользе для здоровья. При этом 81,8% утверждали, что эти упражнения полезны для сердца; реже давались другие ответы: благоприятное действие на суставы и костно-мышечную систему, эффективность для похудения, бодрого самочувствия, красоты фигуры, снятия стресса. Однако эти знания, по-видимому, носили чисто формальный характер, так как о собственных занятиях физическими упражнениями сообщили только 26,1% опрошенных. Те, кто не занимался физическими упражнениями, либо ссылались на отсутствие свободного времени (43,2%) или плохое здоровье (12,8%), либо вовсе не видели в них надобности (29,9%). К тому же 22,6% опрошенных ошибочно считали, что физические перегрузки являются одними из главных причин хронических болезней.

Напротив, на НФА как важный ФР развития ХНИЗ указали при опросе только 11,3% респондентов (т.е. ровно в 2 раза меньше). Весьма знаменательно, что те лица, которые в соответствии с принятыми критериями имели НФА, реже называли недостаток ФА в числе ФР развития ХНИЗ по сравнению с остальными респондентами (в 9,3 против 12,7%;p<0,05), причем возраст, пол и уровень образования не оказывали заметного влияния на частоту подобного ответа. Явно недооценивалась респондентами роль физических упражнений в коррекции повышенного АД и гиперхолестеринемии (только 5—10% соответствующих ответов в различных половозрастных группах).

Масса тела. Представило интерес сопоставить оценку людьми своей массы тела с ее истинным значением. При опросе 54,6% респондентов оценили ее как нормальную, 33,3% - как избыточную, 10,5% — как недостаточную и 1,6% не дали конкретного ответа. Если за критерий ИМТ принять значение индекса Кетле 30 кг/м2 и выше, пограничной — 25—29 кг/м2, а недостаточной — 18 кг/м2 и ниже, то оказывается, что среди тех, кто считал свою массу тела нормальной, было 10,1% лиц с ее дефицитом, 31,8% — с пограничной массой тела и 13,8% - с избыточной. Адекватно оце­нили свою массу тела как избыточную 72,3%, тогда как у остальных 27,7% она соответствовала пограничным величинам. Среди тех, кто считал, что имеет дефицит массы тела, у 54,4% она оказалась нормальной, а у 10,5% — в области пограничных значений.

Отвечая на вопрос о возможных причинах ХНИЗ, ожирение называли только 37,2% респондентов. Хотя частота подобного ответа и была несколько выше у лиц с ИМТ, чем у остальных респондентов (42,5 против 36,2%; p<0,05), тем не менее такой ответ дал менее чем каждый второй из них. Респондентам задавался вопрос, стараются ли они в настоящее время уменьшить свою массу тела. Оказалось, что среди мужчин только 1 из 5, а среди женщин — 2 из 5 предпринимали подобные попытки, тогда как пограничная масса тела или ИМТ имелась у 43,5% мужчин и 53,9% женщин. Отвечая на вопрос о мотивах ее снижения, большинство (80,0%) указывали на желание улучшить здоровье и около половины (42,4%) хотели стать привлекательнее.

Лица с более высоким уровнем образования, как правило, более адекватно оценивали свою массу тела, однако степень их профилактической активности по ее коррекции не отличалась заметно от средней.

Заключение

Обследование показало, что значительная часть взрослого населения независимо от уровня образования нуждается в целенаправленных мероприятиях по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ. Очевидно, что рутинно проводимая в этом направлении работа не дает желаемого результата. Наименее информированными относительно ФР ХНИЗ оказываются мужчины и относительно более молодые люди.

Статья опубликована по материалам журнала "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья"

Назад ] Домой ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz