Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

 

3. Роль различных служб здравоохранения в профилактике.

Вся система здравоохранения должна участвовать в профилактике. В нашей системе есть службы, занимающиеся работой в основном на индивидуальном уровне — участковый или семейный врач и занимающиеся деятельностью преимущественно на популяционном уровне — центры медицинской профилактики, Госсанэпиднадзор.

Развитие семейной медицины, все большее преобразование участкового врача в семейного — будет способствовать существенному увеличению объема профилактических мероприятий через сеть первичной помощи. Основные проблемы, которые надо решать в расширении деятельности врача первичного здравоохранения и его бригады по профилактике, это — его образование в этой области, оснащение методическими пособиями и вопросы финансирования профилактической работы через фонд обязательного медицинского страхования.

Центры медицинской профилактики (ЦМП) и госсанэпиднадзор (ГСЭН) составляют у нас в настоящее время единую структуру профилактических служб. Для того чтобы усилить их работу по профилактике неинфекционных заболеваний и улучшить связь и сотрудничество с немедицинскими структурами надо peшить ряд задач в работе вышеупомянутых служб. ЦМП, помимо работы с группами населения, должны уделять больше внимания организации массовых программ и кампаний здоровья среди населения района, города с применением современных методов социального маркетирования, с широким подключением СМИ, с участием администрации и общественных организаций, населения. Одним из примеров таких кампаний является всероссийская кампания по борьбе с курением  «Брось курить и победи», проводившаяся в 1994 -1996 г. г. и готовящаяся для проведения в апреле — мае нынешнего года. Другим хорошим примером такого рода работы является организованная при ЦМП г. Электросталь Московской области, охватывающая и первичную сеть ЛПУ, «школа диабетика» (руководитель-заместитель главного врача ЦГБ, д-р Л.М.Пестун). Требуется обратить большое внимание на образование персонала ЦМП в вопросах организации и мобилизации, населения в программах укрепления здоровья. Требуется решение вопросов финансирования таких программ, кампаний. Частично это может делаться и за счет муниципальных средств, как это происходит в вышеупомянутом примере  г. Электросталь.

ГСЭН имеет эффективно работающую систему профилактики инфекционных заболеваний и контроля  внешней среды. Но ГСЭН должен играть стратегическую роль и в организации профилактических программ НИЗ  через активное решение соответствующих вопросов борьбы с НИЗ в органах муниципальной власти через организацию программ и кампаний среди населения и через мониторирование эпидемиологической ситуации — уровня факторов риска НИЗ через имеющуюся у него систему сбора эпидемиологической информации среди населения, а именно — через систему социально-гигиенического мониторинга. Для выполнения этих задач ГСЭН должен быть ориентирован на существенное увеличение внимания профилактике НИЗ.

4. Разработка модельных программ.

Типичным примером модельной или демонстрационной программы, упоминавшимся выше, является проект Северная Карелия в Финляндии. На территории одного из административных округов Финляндии с населением в 200000 человек уже в течение 25 лет разрабатываются эффективные методы профилактики ССЗ и других НИЗ, как уже говорилось выше, с большим успехом. Модель Северной Карелии широко используется в Финляндии, но также и во всем мире.

В Канаде разработана и внедрена модельная программа профилактики ССЗ и других НИЗ «Инициатива здорового сердца», которая с 1987 г. успешно развивается всех 10 провинциях, в 50 точках — населенных пунктах. В настоящее время эта программа вступила в  фазу «диссеминации» и эти 50 модельных программ являются источником опыта для распространения на всю страну.

В России есть опыт экспериментальных программ успешного контроля артериальной гипертонии и других факторов риска ССЗ на ограниченных контингентах населения, который четко показывает осуществимость снижения, контроля факторов риска ССЗ и в Российских условиях (Российский кардиологический научно-производственный комплекс МЗ РФ, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ).

Построение, развитие и дальнейшее распространение в стране модельных программ профилактики, в первую очередь ССЗ и других НИЗ с использованием всего имеющегося отечественного и зарубежного опыта является необходимой стратегией развития профилактики. Можно предвидеть (и этому надо способствовать), что могут быть разработаны различные модели профилактических программ, отрабатывающие различные компоненты профилактики, применимые в различных группах населения.

5. Более активное использование отечественного и мирового опыта

Здравоохранение нашей страны имеет широкие двусторонние и многосторонние (через международные организации — ВОЗ, UNICEF, РАО и др.) контакты со многими странами.

Существует большое количество программ сотрудничества с ВОЗ по проблемам профилактики и инфекционных, и неинфекционных болезней. В частности, уже много лет существует сотрудничество с ВОЗ в рамках программы CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Diseases Intervention), в которой принимают участие ряд городов и регионов нашей страны (в порядке начала работы с 1987 г.): г. Электросталь Московской области, Челябинск, Тверь, Новосибирск, Томск, Мирный, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Краснодар, Оренбург, Питкяранта и Костомукша (Карелия).

В рамках совместной комиссии России — США (В.Черномырдин — А.Гор) в области здравоохранения осуществляется совместная работа по ряду проблем про­филактики — по туберкулезу, по укреплению здоровья детей, по ССЗ, и др. В частности, совместной российско-американской группой разработано руководство «Политика и стратегия профилактики ССЗ и других НИЗ в контексте реформ здравоохранения в России».

В настоящее время развивается совместный проект МЗ РФ и Европейского Союза (TACIS) по разработке систем профилактических служб здравоохранения в России. Ведется также совместная работа с Всемирным банком, имеющая компонент профилактики, с фондом Сороса — по борьбе с туберкулезом.

Такие совместные работы способствуют использованию мирового опыта в развитии систем профилактики в нашей стране. По-видимому, следовало бы шире освещать опыт этих работ в нашей медицинской прессе, в том числе и на страницах журнала «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья».

Заключая, хотелось бы сказать, что профилактика остается важнейшим направлением в развитии российского здравоохранения, в его реформировании.

Существует много проблем, которые следует решить, для того чтобы профилактика стала эффективным компонентом нашей системы охраны и укрепления здоровья. Большинство этих проблем мы знаем, и требуется их активно решать. Некоторые из проблем еще требуют своего изучения и определения стратегии их решения. Существующая служба здравоохранения имеет структуры, необходимые для решения большинства проблем профилактики, но эти структуры требуют некоторой реориентации и насыщения подготовленными кадрами и финансирования. Очевидно, что проводимая работа по освоению мирового опыта профилактики и укрепления здоровья через сотрудничество должна быть еще более интенсифицирована.

Хочу пожелать, чтобы деятельность журнала «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья» существенно способствовала решению вышеописанных проблем.

Статья опубликована по материалам журнала "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья"

Назад ] Домой ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz