Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

 

Профилактика алкоголизма

В.А. ВОЛОДИН, Н.Н. ИВАНЕУ, В.Е. ПЕЛИПАС, Москва

         Россия в последние годы вышла на одно из первых мест в мире по уровню потребления алкоголя. По данным разных авторов, он находится в пределах 12—15 л абсолютного алкоголя на душу населения, причем только примерно половина всего объема потребляемого алкоголя является продуктом легального производства. Соответственно чрезмерно высок удельный вес среди всего потребляемого алкоголя крепких алкогольных напитков (не менее 80%), а также фальсифицированной и недоброкачественной алкогольной продукции. Так, в результате проверок в 1997 г. было забраковано и снижено в сортности 45% проинспектированных объемов водки и ликеро-водочных изделий.

Остаются стабильно высокими показатели числа преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, смертности от травм, отравлений и самоубийств на почве алкоголизма, распространенности алкогольной патологии внутренних органов (алкогольной кардиомиопатии, цирроза печени и др.).

В 1997 г., по данным МВД, за появление в нетрезвом виде в общественных местах в России было задержано 4,5 млн человек.

К злоупотреблению алкоголем приобщается все больше женщин и подростков. Сохраняется высокий уровень заболеваемости и болезненности алкоголизмом и алкогольными психозами. По данным Минздрава России, только в государственных наркологических учреждениях к началу 1998 г. состояло под наблюдением свыше 2,3 млн. больных алкоголизмом, в том числе более 330 тыс. женщин, почти 1200 подростков, около 86 тыс. больных, перенесших алкогольные психозы. Тревожат данные наркологической статистики об алкоголизме среди детей и подростков. С 1993 по 1997г. учтенный контингент несовершеннолетних, больных алкоголизмом, увеличился на 73%, перенес­ших алкогольный психоз — на 30%, злоупотребляющих алкоголем - на 27%. И это - в условиях либеральной системы организации наркологической помощи, при пассивном выявлении и добровольном обращении за лечением больных.

Справедливости ради следует отметить, что ряд показателей, связанных с оборотом алкоголя, в последние год-два несколько улучшились по сравнению с серединой 90-х годов. Речь идет прежде всего о снижении числа отравлений алкоголем и падении заболеваемости алкогольными психозами, что связано, по-видимому, главным образом с удалением из розничной торговли питьевого спирта. Однако неизвестно, в какой мере запрет на розничную торговлю спиртом был проявлением заботы о здоровье населения в рамках осознанной антиалкогольной политики, а в какой — устранением сильного конкурента водочной промышленности.

В довершение картины алкогольной ситуации в стране следует добавить, что развивается она на фоне нарастания экологических проблем, в условиях социально-экономического кризиса и социальной аномии (по Э. Дюркгейму), когда прежние нормы поведения уже не действуют, а новые еще не сформированы, что вызывает рост уровня девиантного и делинквентного поведения населения.

Кроме того, вокруг проблемы пьянства в стране сложилась неблагоприятная морально-психологическая атмосфера попустительства и вседозволенности, сопровождающаяся ослаблением общественного противодействия этому безусловному злу, утратой властными структурами интереса к активной антиалкогольной политике и нарастанием пессимизма в отношении возможности достижения в этой области сколько-нибудь значительного прогресса.

Эти явления можно понять как своеобразную реакцию на хронические неудачи всех послевоенных антиалкогольных кампаний в России. Кампании 1958, 1972 и 1985 гг. не только не приводили к стойкому оздоровлению алкогольной ситуации, но и всякий раз давали обратный результат — очередное повышение уровня среднедушевого потребления алкоголя и новый всплеск негативных медико-социальных последствий массовой алкоголизации.

Не вдаваясь в подробный анализ причин неудач, отметим, что все эти антиалкогольные кампании страдали по крайней мере двумя кардинальными недостатками: недооценкой места и роли алкоголя в современной цивилизации и наивной верой в возможность вытеснения алкоголя из жизни общества с помощью административной системы запретов, ограничений и наказаний. Отсюда - безуспешные попытки принудительного отрезвления населения и лечения больных, навязывание безалкогольного и антиалкогольного поведения, борьба с потребителями спиртного, противостояние власти и населения, разрушение алкогольного сектора производства, криминализация алкогольного оборота, всплеск самогоноварения, потребления суррогатов, нарко- и токсикомании, алкогольная цензура и двойная мораль и, наконец, - колоссальные материальные потери.

Однако неутешительные итоги антиалкогольных кампаний, особенно последней, привнесли в российскую действительность понимание нескольких важных моментов:

1)     алкоголь является средством удовлетворения естественных и вполне оправданных с психологической и социальной точек зрения человеческих потребностей;

2)            потребление алкоголя представляет собой неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта подавляющего большинства населения и в массовом сознании воспринимается как социально приемлемое, а в широком контексте - даже одобряемое явление;

3)     вытеснение алкоголя из жизни общества в сколько-нибудь обозримом будущем нереально;

4)     при помощи запретов и жестких административных ограничений нельзя изменить сложившуюся на протяжении многих поколений традиционную систему ценностей и атрибутов культуры общества, включающую в себя потребление алкоголя; опора на административные меры не обеспечивает устойчивого успеха в борьбе с пьянством и, как правило, лишь усугубляет проблему, порождая дополнительные серьезные трудности;

5)     во избежание обратного результата любое, особенно широкомасштабное, вмешательство в сферу социальных (популяционных) аспектов алкопотребления должно быть очень осторожным, постепенным, легитимным для населения, т.е. получившим его одобрение, учитывающим реальные условия жизни россиян, исторический опыт, культурные традиции и обычаи, а также — реально экономически обеспеченным.

Что же делать? Неумеренное потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной деградации как отдельного человека, так и всего общества, создает угрозу его безопасности. Государство и общество в лице его институтов должны осуждать и, по возможности, пресекать социально опасные формы злоупотребления алкоголем и обязаны принимать необходимые меры общественного и правового характера по их предупреждению.

 

Контуры новой алкогольной политики

Нужна новая, более гибкая, основанная на других постулатах и принципах, алкогольная политика, которая имела бы больше шансов быть более эффективной, чем прежняя. Концепция этой новой алкогольной политики должна включать частичную смену ориентиров, целей, направлений деятельности.

Необходимо избавиться от юношеского максимализма в алкогольной политике, отказаться от постановки нереальных и сомнительных задач, решение которых чревато непредсказуемыми последствиями. Пора перестать бороться с потребителем алкоголя, ограничиться достижением компромисса с ним, основанного на социально ответственном поведении потребителя. Пора также перестать бороться с алкоголем и ограничиться снижением или, иначе говоря, минимизацией негативных медико-социальных эффектов его потребления.

Вместо отказа от алкоголя в качестве конечной цели алкогольной политики следует постулировать ответственное, социально приемлемое, минимально опасное (или максимально безвредное), т.е. умеренное потребление алкоголя. Необходимо, чтобы государство и общество в лице своих институтов официально признали принцип умеренности в потреблении алкоголя основополагающим во всех своих действиях по преодолению пьянства и алкоголизма. Вместе с тем всем, кто не хочет потреблять алкоголь или не может это делать по медицинским, нравственным или другим причинам, необходимо гарантировать защиту от принуждения к потреблению алкоголя и поддержку трезвого образа жизни.

Речь идет о реализации в алкогольной политике принципа комплементарности (дополнительности) как средства постепенной конвергенции различных имеющихся в обществе позиций, отказа от брутальной дихотомии — "или-или" — и нахождения социального компромисса. Принцип комплементарности позволяет реалистичнее оценивать ситуацию, по-новому ставить проблему массовой алкогольной культуры и широкой наркологической грамотности.

Отсюда вытекает формулировка новых целей антиалкогольной работы: предотвращение развития потребности в алкоголе, направление уже возникших отношений с ним в "цивилизованное" русло с такими базовыми характеристиками, как умеренность потребления и ответственность потребителя, а также преодоление потребности в алкоголе на основе создания реальных конкурентоспособных альтернатив.

Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение.

Признание приоритета личности, защита прав граждан и интересы государства также являются важнейшими принципами алкогольной политики.

При осуществлении алкогольной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумное и осознанное ограничение потребления алкоголя. Успех алкогольной политики может быть обеспечен созданием в стране широкой социально-экономической и правовой системы профилактики пьянства и алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и координации антиалкогольных усилий различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.

При этом профилактику следует понимать в широком смысле — не только и не столько как антиалкогольное воспитание и образование, но и как систему политических, экономических, образовательных, оздоровительных, организационных и административных мер и программ, направленных на создание в обществе условий, способствующих достижению оптимально приемлемого уровня потребления алкоголя и минимизации негативных последствий его потребления. В таком контексте профилактика включает в себя и антиалкогольное воспитание, и контроль за оборотом алкоголя, и помощь всем проблемным потребителям спиртного.

Назад ] Домой ] Далее ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz