Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

 

Приоритетные направления деятельности

При формировании такой стратегии государственной алкогольной политики должны быть определены наиболее актуальные и приоритетные направления деятельности, реализация которых могла бы уже в ближайшие годы ослабить остроту алкогольной ситуации. Представляется, что таких направлений четыре.

1. Усиление государственного контроля в области производства и оборота алкогольных напитков.

Необходимо усилить контроль со стороны государства за производством и продажей этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, алкогольных напитков и спиртсодержащих растворов. Абсолютная свобода рыночных отношений в этой области недопустима, так как речь идет о потенциально опасных продуктах, зло­употребление которыми связано с риском развития у одних болезненной зависимости от алкоголя, у других - различных форм устойчивого девиантного поведения, у третьих — серьезной соматической патологии.

Следует также принять меры по стабилизации и развитию алкогольного рынка в стране в соответствии с уровнем спроса населения, экономическими интересами государства, необходимостью изменения структуры потребления алкогольных напитков и прекращения их нелегального производства и контрабанды. Внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию, за несоблюдение норм и правил производства и реализации алкогольной продукции, за самогоноварение с целью сбыта, а также за нарушение законодательных ограничений на рекламу алкоголя.

Нужно устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя. Необходимыми условиями решения этой задачи являются: проведение медико-биологической экспертизы рецептур алкогольных напитков; пересмотр действующих ГОСТов и "Медико-биологических требований к алкогольной продукции"; создание экспертной системы, позволяющей оценивать токсические свойства и особенности биологического действия алкогольных напитков на организм, выявлять те пищевые добавки и вещества, используемые при производстве ликеро-водочных изделий, которые усиливают токсическое действие этилового спирта.

Большое значение имеет настойчивая, систематическая и планомерная реализация мер, направленных на формирование оптимальной структуры реализуемых винно-водочных изделий, путем постепенного увеличения в ней доли менее токсичных и наркогенных качественных виноградных вин и пива, что обеспечит меньшую вероятность проявлений токсических эффектов и девиантного поведения в связи с употреблением алкогольных напитков.

Наконец, очень важно обеспечить создание цивилизованных условий для удовлетворения спроса населения на алкогольные напитки и повышения культуры их потребления, что предполагает: изменение структуры торговли спиртными напитками; сокращение количества торговых предприятий, реализующих алкогольные напитки на вынос, и одновременно — расширение в разумных пределах сети государственных кооперативных и частных предприятий, предлагающих алкогольные напитки в розлив (ресторанов, кафе, рюмочных, пивных баров и т.п.); возложение на владельцев указанных предприятий обязанности создавать условия для культурного общения и отдыха людей и одновременно — ответственности за факты злоупотребления алкоголем в этих заведениях и продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. Органы исполнительной власти должны принимать меры по экономическому стимулированию более цивилизованных и потому - менее опасных форм реализации алкогольных напитков в специализированных заведениях.

 2. Формирование атмосферы общественного осуждения пьянства

Современная алкогольная ситуация диктует необходимость осуществления мер по изменению общественного сознания в отношении места и роли алкоголя в жизни людей, питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения, а также мер по преодолению утвердившейся в обществе атмосферы пассивности и равнодушия к проявлениям пьянства.

В решении этой задачи внимание государства, органов культуры и образования, средств массовой информации должно быть сосредоточено в первую очередь на настойчивом культивировании тех человеческих ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать развитию социально приемлемых, позитивных альтернатив алкогольному потреблению и утверждению здорового образа жизни.

Следует активизировать работу в этом плане женских и молодежных общественных структур, поддерживать деятельность трезвеннических общественных организаций, взаимодействовать с различными религиозными конфессиями.

При этом в соответствии с вышеприведенными соображениями необходимо изменить концептуальную основу массовой воспитательной и просветительной антиалкогольной работы. В первую очередь, это касается определения четкой позиции общества и государства в отношении традиций умеренного потребления алкогольных напитков, признания его осуждения противоречащим интересам и психологическим установкам подавляющего большинства населения. Одновременно должна проводиться активная ориентация на абсолютную трезвость в отношении лиц с формирующейся и, особенно, с уже сформированной алкогольной зависимостью, женщин в период беременности и лактации, подростков и детей.

Нужно создавать систему раннего предупреждения злоупотребления алкоголем, включающую в себя программы обучения навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни, целевые (дифференцированные по полу и возрасту) программы антиалкогольной направленности для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания, с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб, а также с привлечением к участию в этих программах творческих, спортивных, туристических и других организаций, работающих в области досуга детей и подростков.

Эффективность всех этих усилий в значительной мере будет определяться развитием и совершенствованием научного обеспечения содержания и методики воспитательного воздействия на различные социально-демографические слои и профессиональные группы, а также уровнем компетенции и профессионализма в вопросах профилактики и преодоления пьянства всех, кто призван этим заниматься.

3. Усиление социального контроля за лицами, чье поведение на почве злоупотребления спиртными напитками ведет к нарушениям норм морали и права.

Провал политики жестких административных ограничений и запретов с неизбежными при этом многочисленными нарушениями прав граждан, вызвал к жизни другую крайность - обстановку бесконтрольности и безнаказанности для значительной части лиц, совершающих правонарушения на почве пьянства. В этой связи представляются целесообразными:

-                          пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем, и приведение его в соответствие с новыми социально-экономическими реалиями;

-                          повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию системы помощи им на рабочих местах с принятием мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;

-                          проведение в жизнь широкого комплекса социально-правовых мер, ставящих заслон массовому приобщению к спиртному несовершеннолетних, ограждающих молодежь от пьянства, в том числе — введение более жестких норм ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих спиртные напитки несовершеннолетним;

-                          совершенствование административно-правовых и воспитательных мер, применяемых к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения путем введения норм предельно допустимых концентраций содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе у водителей и внедрения в практику современных быстродействующих анализаторов алкоголя в выдыхаемом воздухе.

 4. Создание эффективной, материально обеспеченной системы наркологической помощи населению.

Для этого необходимо признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую ее дальнейшую гуманизацию и широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными.

Следует разработать и внедрить более эффективные методы оценки и контроля наркологической ситуации в различных территориях и среди разных групп населения и создать на их основе специальные социально-оздоровительные программы, которые предусматривали бы организацию служб социально-психологической помощи населению и центров консультативной и лечебно-реабилитационной помощи лицам с алкогольными проблемами и их семьям с участием врачей, юристов, педагогов, психологов и социальных работников.

Наконец, представляется целесообразным разработать и реализовать комплекс мер по социальной поддержке лиц, страдающих алкоголизмом, и членов их семей.

Основными принципами деятельности наркологических учреждений должны быть добровольность и конфиденциальность. Наркологические диспансеры следует освободить от немедицинских функций. В связи с этим в общественное сознание необходимо внедрить понимание того, что алкоголизм — такая же болезнь, как и любое другое заболевание, имеющая свои причины, биологические и психопатологические механизмы развития, типичную клиническую картину, динамику и исход. В наркологических диспансерах пациенты, не представляющие социальной опасности, должны регистрироваться на консультативной основе. На обязательный учет надо ставить только больных с тяжелыми и стойкими болезненными проявлениями, социально дезадаптированных, нарушающих правопорядок, представляющих опасность для себя, семьи и общества.

Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на начальных стадиях заболевания с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников.

Наркологическая помощь должна быть многоступенчатой, поливариантной, преемственной и дифференцированной, нацеленной как на первичную профилактику, так и на диагностику, неотложную помощь, лечение, вторичную профилактику (предупреждение и купирование рецидивов у больных алкоголизмом) и реабилитацию. Развитие реабилитационного звена наркологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и авторитет среди населения.

Социально-медицинскую помощь несовершеннолетним, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом, и целенаправленную коррекционную, психологическую, педагогическую работу с ними следует всемерно расширять и специализировать, осуществлять отдельно от аналогичной работы со взрослыми, привлекая специалистов по детско-подростковой психиатрии, психологии, соматической патологии.

Механизмы реализации профилактически ориентированной алкогольной политики

Учитывая многоплановость проблемы пьянства и алкоголизма, мероприятиям по профилактике и противодействию этим явлениям надо придать комплексный характер и обеспечивать их скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской, социальной и экономической сферах жизни общества.

Наиболее эффективным механизмом реализации такой профилактически направленной алкогольной политики является разработка и внедрение в жизнь комплексных и целевых антиалкогольных программ - федеральных, региональных и особенно местных.

В связи с необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма следует обеспечить:

-                          совершенствование государственной статистики по проблемам производства и оборота алкогольной продукции путем расширения системы показателей, отражающих уровень и особенности потребления алкогольных напитков населением и связанных с ним негативных последствий, оптимизации системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации, что позволит получать более полную и объективную картину реальной алкогольной ситуации в стране в динамике;

-                          проведение регулярных широкомасштабных социологических и эпидемиологических исследований распространенности пьянства и алкоголизма среди различных социальных и этнических групп населения прежде всего — среди молодежи, а также исследований, направленных на изучение общественного мнения по различным актуальным проблемам алкогольной политики государства.

Для реализации описанной системы профилактики пьянства и алкоголизма нужны не только общественное согласие, желание и воля властей, но и немалые ресурсы. По нашему мнению, финансовое обеспечение алкогольной политики должно осуществляться за счет отчислений от сумм акцизов, получаемых от реализации как отечественной, так и импортной алкогольной продукции и этилового спирта из пищевого сырья (кроме используемого на медицинские и ветеринарные цели). При этом следует предусмотреть ежегодное включение в Федеральный закон о бюджете и в бюджеты субъектов Российской Федерации отдельной строкой фиксированных сумм (представляющих собой определенный процент от указанных акцизных сборов) для финансирования конкретных антиалкогольных программ.

Опубликовано по материалам журнала "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья"

Назад ] Домой ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz