Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

 

Рекомендации для начинающих заниматься ФА. Врачи первичного звена здравоохранения должны знать основные принципы консультации пациентов, не имеющих противопоказаний к занятиям ФА. Эти принципы следующие: начинать медленно и постепенно; придерживаться наиболее подходящего уровня — умеренной ФА; постепенно увеличивать длительность занятий по несколько минут в день до тех пор, пока не будет достигнут рекомендуемый минимум ФА (сжигание 150 ккал в день); когда этот уровень достигнут и становится привычным, постепенно увеличивать длительность или интенсивность занятий, либо то и другое.

Групповой и общественный уровень коррекции низкой ФА. Ранее особенностью политики развития ФА в России являлось развитие ее среди определенных узких групп населения: спортсменов и больных. Соответственно основные усилия и ресурсы в этой области были направлены на вопросы спортивной медицины и реабилитации больных (лечебной физкультуры). Созданная по всей стране сеть лечебно-физкультурных диспансеров (ЛФД) занималась в основном этими категориями населения. Основная часть населения, не относящаяся к этим двум категориям, практически не рассматривалась как объект, на который необходимо воздействовать в этой области. Иными словами, повышению ФА на популяционном уровне внимание не уделялось. Хотя с точки зрения эффективности улучшения показателей здоровья населения популяционный подход, как это было неоднократно показано на других ФР развития ССЗ, является наиболее эффективным.

Целью программ коррекции физической активности является увеличение ее уровня и тренированности сердечно-сосудистой системы у населения. Любые профилактические программы, в том числе и по увеличению ФА, должны начинаться с изучения потребностей населения, возможностей и существующего опыта, стадии изменения образа жизни.

            Групповой подход показан при работу с населением, имеющим определенные ФР или заболевания (АГ, СД, ожирение) либо с определенными социальными группами населения (пожилые, беременные и т.д.). Как правило, у этого контингента уже имеется мотивация на занятия физической активностью. Задачей таких программ является не только увеличение, но и поддержка достигнутого уровня ФА среди различных групп населения.

Программы по оценке и оптимизации ФА населения должны учитывать особенности и нужды различных социальных групп населения. Для достижения максимального эффекта от таких программ необходимо внимательно изучить потребности (ожидания, проблемы) различных социальных групп населения и на основе этой оценки разработать подходы к построению конкретных программ. Без изучения и учета потребностей конкретных групп населения никакие эксперты не смогут создать эффективные самоподдерживающиеся программы.

Основным принципом деятельности ЛФД и центров медицинской профилактики (ЦМП) должен быть отказ от работы в закрытых (изолированных) помещениях с приглашением людей к определенному времени в свои учреждения. Как показывает опыт, лишь небольшая часть населения, заботящаяся о своем здоровье (чаще всего пожилые люди, имеющие ряд заболеваний), откликается на такой призыв. Более эффективным методом работы ЦМП и ЛФД является активный выход к различным социальным группам населения: на рабочие места, в школы, клубы и т. д. Исследования показывают, что существуют несколько ключевых факторов, влияющих на занятия ФА, как среди взрослых, так и среди детей, которые должны приниматься во внимание при разработке программ по оптимизации ФА. К этим факторам относятся:

  • убежденность в том, что каждый может быть физически активным; получение удовольствия от занятий ФА;

  • поддержка семьи, друзей, родственников; убежденность в том, что польза от занятий ФА перевешивает все трудности на пути к ней.

Большая польза для здоровья населения может быть получена даже при небольшом увеличении уровня ФА путем проведения в медицинских учреждениях, на рабочем месте и дома. Для детей наиболее эффективным способом увеличения уровня ФА являются обычные занятия физкультурой в школе.

Основными стратегиями, лежащими в основе выполнения программ, направленных на увеличение ФА отдельных лиц и групп, являются:

  • создание такой окружающей среды, которая могла бы оказывать поддержку физическому, социальному и культурному развитию населения;
  • обучение населения при помощи средств массовой информации;
  • непосредственное обучение и консультирование пациентов в первичном звене здравоохранения;
  • проведение систематических занятий физкультурой в школе.

Общественные программы, так же как индивидуальные и групповые, должны строиться на основе изучения потребностей населения, его приоритетов. В основе общественной программы по оптимизации ФА необходимо знать три основных момента.

Что представляет собой популяция, для которой разрабатывается программа? Каковы ее потребности? Каков ее профиль риска? (ФА, как и другие ФР, имеет свои измерения на индивидуальном и популяционном уровнях). Как построить компоненты программы, чтобы наиболее эффективно достичь целей, вовлечь население, мотивировать его, создать возможности и поддерживать развитие программы?

Общественные профилактические программы основаны на концепции первичной профилактики. Выбор привычек и образа жизни, которые формируют индивидуальный профиль ФР, подвержен влиянию индивидуальных, культурных факторов и факторов окружающей среды. В основе развития политики социально-средовой поддержки лежат две предпосылки. Во-первых, вмешательства, направленные на снижение уровня ФР развития хронических неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как низкая физическая активность, требуют комплексных, популяционных подходов, включающих индивидуальные и социально-ориентированные стратегии. Во-вторых, эти стратегии не должны основываться только на активном подходе к решению этих проблем, требующих индивидуальной инициативы, например участие в группах здоровья. Необходимо использовать и пассивные подходы, такие как создание пешеходных дорожек, или условий на предприятиях, позволяющих работающим заниматься физическими упражнениями во время рабочего дня. Таким примером также может быть практика открытых школ, которая позволяет жителям районов использовать школьные физкультурные залы и оборудование в свободное время. Одновременно необходимо широко оповещать население об этих возможностях.

Общественный подход включает в себя организацию широкомасштабных программ с привлечением средств массовой информации (СМИ), участие в различных кампаниях (день здоровья, день города, день физкультурника и т.д.), работу с населением в наиболее посещаемых местах (магазины, рабочие места, школы, рестораны и пр.).

Назад ] Домой ] Далее ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz