Roman Tverskoi and Ko
Сайт профилактической медицины ТГМА
Согласно утверждениям В.В. Похлебкина, в начале XIX века русская водка
оказалась завезенной во Францию. После поражения Наполеона и вступления
русских войск в Париж в 1814 году русская водка «дебютировала» в ресторане
«Вери», который был снят русским правительством для питания генералов и
офицеров русской армии. И именно в это время русская водка оказалась
доступной избранному кругу французской публики. Несмотря на взыскательность
французской аристократии к изысканной кухне и напиткам, водка была оценена
по достоинству за ее чистоту и благородный вкус.
Новый царь Николай I сделал после подавления восстания декабристов примирительный жест по отношению к дворянству, а с января 1826 года частично восстановил откупную систему, а с 1828 года полностью отменил государственную монополию на водку. Это решение носило, прежде всего, политический, а не экономический характер. Но такое решение было разорительным и для государства, и непосредственно для народа, для его кармана, здоровья, души. Откупная система вела к сказочному обогащению кучки дельцов, разоряла население, подрывала здоровье нации. «Самые коварные методы распространения водки приводили к спаиванию очень многих крестьян, в том числе женщин и молодежи, что являлось одной из основных причин народных страданий в неурожайные годы, когда смерть косила людей беспощадно. Так, в два неурожайных года – 1854-м и 1855-м в Гродненской губернии родилось 48 000, а умерло 89 000 человек, то есть вдвое больше. И это повторялось во всех северо-западных губерниях страны». (Ф.Г. Углов) Вот почему, начиная с 1851 года, постепенно в разных районах страны происходит переход к акцизно-откупной системе, когда государство монопольно производит водку на своих казенных винокурнях и продает ее откупщику по твердой цене в надежде, кроме того, получить с него еще и дополнительную прибыль, которая создастся из суммы, полученной откупщиком в результате розничной торговли. Но поскольку откупщики, естественно, стремились нажиться как можно больше, получив не только розничную надбавку для казны, но и свою прибыль, то эта система привела к невероятным злоупотреблениям и вызвала сильнейшее народное недовольство. Не случайно сразу после отмены крепостного права была проведена и решительная отмена ненавистной откупной системы. Промышленное производство и торговля спиртным явились, по существу, двойной эксплуатацией людей – экономической и психической. «Человек, привыкая к спиртному, быстро попадает в зависимость от него, теряет чувство самостоятельности и собственного достоинства, у него становится дряблой и слабой воля, он легче поддается влиянию нравственно обезличенных людей». (Ф.Г. Углов). Один из крупных психиатров
дореволюционной России И.А.Сикорский писал: «Раньше было пьянство, а с
XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями... Алкоголизация
вызывает общее расстройство здоровья с преимущественным поражением высших
сторон, а именно: чувства, воли, нравственности, работоспособности» «Отметим еще одно важное обстоятельство. Россия занимала в Европе одно из последних мест по уровню грамотности трудящихся масс. А что это значило с точки зрения рассматриваемой нами проблемы? Взаимосвязь здесь прямая. Чем менее образован народ, чем он доверчивее, тем скорее он попадает в зависимость от алкогольных дельцов, безжалостно истребляющих его и материально и нравственно. Русский народ в полной мере испытал на себе все формы алкогольной эксплуатации. Увидев в производстве спиртных напитков возможность обогащения, к спаиванию народа приобщились эксплуататоры разных рангов – до царского правительства включительно». (Ф.Г. Углов). После опубликования «Мнения» Г.Р. Державина русская демократическая интеллигенция стала проводить среди населения большую разъяснительную и просветительную работу. Да и сами крестьяне стали понимать, что их сознательно толкают к пьянству, чтобы разорять и грабить. В 1858-1859 годах в России опять, уже в третий раз в истории, прокатилась волна «кабацких» бунтов, возникло мощное трезвенническое движение. Тысячи сел и деревень, сотни тысяч людей выносили решения о закрытии питейных заведений. Во многих губерниях (Ковенской, Виленской, Саратовской, Курской, Тульской и других) стали возникать общества трезвости. В июле 1859 года Святейший Синод вынес решение, в котором обязал «священнослужителей содействовать возникновению в городских и сельских сословиях благой решимости воздержания от употребления вина». Ф.Г. Углов в своей книге пишет, что начавшееся трезвенническое движение было прервано грубым вмешательством в него официальных властей. Министром финансов было сделано распоряжение: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». По питейным делам были брошены в тюрьмы более 11 тысяч крестьян. Даже с церковью правительство вошло в конфликт, отстаивая барыши виноторговцев. Министр финансов писал обер-прокурору Святейшего Синода: «Совершенное запрещение горячего вина посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание». Народ был возмущен действиями царского правительства, прибегнувшего к репрессиям против участников трезвеннического движения, а также поведением служителей церкви, которые под влиянием властей сразу прекратили борьбу с пьянством. Последнее нашло свое проявление в образовании различных сект, в частности сект шундизма и малеванщины, в которых борьба против вина являлась одним из основных направлении деятельности. Именно этому сектантство в то время в значительной мере и было обязано своими успехами. Сектанты ставили в вину церкви ее бессилие в борьбе против пьянства. Они говорили, что никто не мог избавить их от него – ни царь, ни духовенство, и что у них не оставалось иного выхода, как переменить веру. Если правительство и послушные ему церковники боролись против трезвости, то вся прогрессивная интеллигенция страны увидели в этом движении пробуждающееся в народе стремление к сознательной культурной жизни и всячески старались помочь ему. Вторая половина XIX столетия характеризуется большим подъемом в общественной жизни России, ростом демократических устремлений среди интеллигенции. Прогрессивная интеллигенция горела святым желанием нести народу грамоту, просвещение. Многие обеспеченные люди открывали в деревнях школы. Одной из таких школ, сохранившихся и поныне, является Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого. Н.А.Добролюбов ценность бойкота спиртных напитков видел в том, что народ показал готовность и способность вести свою жизнь трезво. В статье «Народное дело. Распространение обществ трезвости» он писал: «Сотни тысяч народа, в каких-нибудь пять-шесть месяцев, без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки». (Н. А. Добролюбов Собр. соч. в 9-ти томах, т. 5. М. - Л., 1962, с. 285) В связи с трезвенническим народным движением и его подавлением К. Маркс писал: «Всякая попытка поднять их (крестьян) моральный уровень карается, как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита... от водки». (К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т. 16, С. 207). «С этого времени организация обществ
трезвости надолго сделалась невозможной. Однако народный протест против
вина, поддерживаемый в статьях передовых врачей, учителей, ученых и
просветителей, продолжал оказывать влияние на умы, на поиски людьми путей
преодоления пьянства. И несмотря на правительственное стремление поддержать
пьянство на прежнем уровне, оно продолжает спадать, на что указывают данные
о потреблении алкоголя на душу населения страны. В 1863 году откупа были заменены акцизной системой, введение которой затянулось почти на полтора десятка лет, так как откупщики не уступали свои позиции добровольно. Наоборот, они яростно и всеми средствами боролись за свое благополучие. Отмена крепостного права, законы развития капитализма в России обязывали царское правительство учитывать и считаться с интересами не какого-то одного класса, а действовать согласно законам рынка. Вот почему была сделана ставка не в пользу государственной монополии, а в пользу акцизной системы, которая неплохо зарекомендовала себя в странах западной Европы. Однако эффективная акцизная система резко понизила цены на спирт и водку, что привело к снижению дохода казны, еще больше ухудшилось качество водки из-за многочисленных фальсификаций, замены зернового сырья картофельным. Умопомрачительных размеров достигло пьянство, поскольку дешевая низкосортная водка «для народа», бесконтрольность «новой», «современной» рецептуры отдельных водочных фирм привели, в целом, к катастрофическому росту алкоголизма, к массовому появлению хронических алкоголиков, чего в России до эпохи капитализма, при всем имевшемся многовековом пьянстве, все же не наблюдалось. Чистая русская ржаная водка предотвращала глубокие, органические и патологические изменения в организме. Вот почему, спустя всего пять лет после введения акцизной системы, появляются попытки ее реформации, которые, однако, были направлены на детали, на решение частных вопросов, а не на глубокое изменение ее сути. В 1881 году на совещании министров царского правительства было принято решение провести более существенные реформы: заменить кабак трактиром и корчмой, в которых бы торговали не только одной водкой, но где к водке можно было бы получить еду и закуску. Данная мера, несомненно, была направлена на уменьшение пьянства. Тем не менее, данная мера не
оправдала ожиданий. Ф.М. Достоевский опубликовал свои заметки против
пьянства в семидесятых годах прошлого века, когда кабаки и корчмы, как
пиявки на теле народа, пили из него последние соки. Он писал: «Теперь в
иных местностях, во многих даже местностях, кабаки стоят уже не для сотен
жителей, а всего для десятков; мало того – для малых десятков. Есть
местности, где на полсотни жителей и кабак, менее даже чем на полсотни...
Чем же, стало быть, они окупаются?! Народным развратом, воровством,
укрывательством, ростовщичеством, разбоем, разрушением семейства и стыдом
народным – вот чем они окупаются!». Эти слова полностью созвучны с
«Мнением» Г.Р. Державина, статьями общественного деятеля и писателя А.П.
Субботина и других патриотов, которые с горечью писали о том, к чему ведет
распространение пьянства. Писатель считал, что в борьбе за трезвость простым людям должна помочь интеллигенция. «...О, если бы их поддержать! – писал он. – Что, если б с своей стороны поддержали их и все наши передовые умы, наши литераторы, наши социалисты, наше духовенство и все, все изнемогающие, ежемесячно и печатно под тяжестию своего долга народу. Что, если бы поддержал их и нарождающийся наш школьный учитель...» (Ф. М. Достоевский Полн. собр. соч., т. 21. Л., 1980, с. 94-96). Ф. М. Достоевский был уверен, что отечественная интеллигенция может очень многое сделать в отрезвлении народа и не только разъяснительной работой, но и личным примером. «Лев Николаевич Толстой, понимая, чем грозит
пьянство и какой непоправимой бедой оно может обратиться для народа, пишет
серию обличительных статей, где дает развернутую характеристику состоянию
этого вопроса в стране. В статье «Пора опомниться» он справедливо отмечает:
«Вино губит телесное здоровье людей... губит душу людей и их потомство и,
несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется
употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная
болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки,
дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но, сами пьяные,
поощряют их. И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе
быть, как пьяным или полупьяным; представляется, что при всяком важном
случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании, самое лучшее
средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и,
лишившись человеческого образа, уподобиться животному». |
|