Roman Tverskoi and Ko
Сайт профилактической медицины ТГМА
На территорию Восточной Европы, где климатические условия не позволяли
выращивать виноград, вино иногда завозили торговцы, странники и воины. Вкус
его, вплоть до принятия христианства, был знаком лишь избранным. Даже в XVI
столетии иностранные вина водились исключительно в знатных домах и
выставлялись на стол только по торжественным случаям. Лишь в низовьях Волги
и Дона, где произрастала дикая виноградная лоза, местные жители издавна
делали вино для своих повседневных нужд. Научили их этому, скорее всего,
греки, древние поселения которых найдены в районе нынешнего Новочеркасска.
В России производство местного вина берет начало на Кавказе в середине XIX столетия благодаря стараниям тогдашнего кавказского наместника князя Михаила Васильевича Воронцова, который бесплатно раздавал всем желающим выписанные им из-за границы новейшие сорта виноградной лозы. С Кавказа культурное виноградарство и виноделие быстро перекочевало в Крым и, со временем, в этих краях научились делать удивительные по вкусу и аромату напитки, во многом превосходящие зарубежные аналоги. Глупо было бы думать, что в те далекие времена виноградное вино было единственным алкогольным напитком и народы, проживающие на территориях с суровым климатом, не были знакомы со вкусом спиртного. Легенда говорит, что Осирис (около 2000 лет до н.э.) научил жителей тех стран, где виноград не произрастал, готовить из ячменя охмеляющий напиток, который можно считать прообразом современного пива. Считается, что пионерами в пивоваренном деле были древние египтяне. Сохранился папирус, на котором отец пишет своему сыну и упрекает его в том, что тот часто посещает питейные заведения и пьет гаг и зед – так назывались сорта пива, приготовлявшиеся в Египте. Однако пивоварением люди начали заниматься с незапамятных времен. Изучение рецептов приготовления пива, высеченных на камне, дает основание утверждать, что около 7000 года до н. э., то есть 9 тысяч лет назад, шумеры, проживающие в Междуречье – на территории между реками Тигр и Евфрат, уже умели варить напиток с применением ячменного солода. Они, как утверждают сохранившиеся исторические документы, приносили его в дар богине плодородия. Американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым, по крайней мере, 6 тысяч лет. На них изображены два человека в процессе работы. У пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива – не знать радости». (Цит. По Довгань В.) Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей «Истории Месопотамии»: «Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты изготовления шумерского пива». Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, показывающие процесс приготовления пива. (Huber E. Bier und Bierbereitung bei den Volkernder Urzeit. 1926). Процесс пивоварения был примерно такой же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Текутину процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы нерастворившиеся плевела и зерна не попадали в пищевод пьющего. Древние народы, населявшие Месопотамию, – шумеры, вавилоняне, ассирийцы – знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было пиво сладкое, которое якобы любили женщины, пиво темное и светлое. Пили «пиво хорошее», «очень хорошее» и с множеством других названий. Наиболее распространенным в Месопотамии было темное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями, пиво было более или менее горьким, в зависимости от использования трав. У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: «Ты, которая так щедро напоила меня». Ей посвящен «Гимн Нинкаси» – древняя поэма, датируемая 1800 г. до н. э. Пиво пили и простой народ, и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассирийской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам. В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива были отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), являющемся наиболее значимым юридическим памятником Древнего Востока. «Судебник Хаммурапи» – большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре), предусматривал, в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным, правда, предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадут замертво. Кабачников, завышавших цену на пиво, без лишних разговоров топили в реке. Надо полагать, что качество пива в Вавилоне было высоким. «К 722-705 гг. до н. э. относится изображение во дворце ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде, в 20 километрах севернее города Мосул в Ираке. Это свидетельствует о том, что ассирийцы переняли варение пива от вавилонян. Объединение пивоваров в союз подтверждается и в более позднее время, в царствование царя Небукаднезара (605-562 гг. до н. э.). Пивовары поклонялись богу Ану, но молитвы возносили к высшему покровителю, богу Марцуку. Из Древнего Египта сведений о пиве дошло меньше. Всемирно известный чешский исследователь профессор Грозный обнаружил в Египте памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до н. э. Настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н. э., показывает процесс приготовления пива. Расшифрованные рецепты очень сложны. Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, темного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод». (Цит. По В. Довгань). Популярное выражение «пиво – это жидкий хлеб» знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. Надо отметить, что выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. Пиво в Египте было главным образом напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб – основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Группа британских археологов во главе с Бэрри Кемпом из Кембриджского университета во время раскопок в Тель-эль-Амарне – древней египетской столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному Царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка. «Со времени фараона Рамсеса II пиво
становится самым любимым напитком в Египте и Средиземноморье. Из поучения
Аниго узнаем, как встречали матери своих детей-учеников: «Потом ты пошел в
школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и
хлебом». В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Археологи из Канады, раскапывая холм Годин-Тепе на западе Ирана, нашли осколки глиняного сосуда, в котором варили пиво, о чем говорит осадок на дне, состоящий из оксалата кальция, который выпадает и при приготовлении современного пива. На дне сосуда нанесена сетка из глубоких царапин, чтобы выпадающий осадок задерживался в них при розливе напитка. Сосуд был изготовлен примерно в 3500 году до Рождества Христова. Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гибриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тысяч лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет аналог пива, приготовленного из ячменя, овса, меда и папоротника. В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис. От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, распространилось в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о «ячменном вине». Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX-VII веках до н. э. на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н. э.), приводимому в труде «Анабасис» там «хранилось ячменное вино в огромных кара-сах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус». (Цит. по В. Довгань) На территории древней Испании (VI-V в. до н.э.) иберийцы варили пиво, которое называлось Caelia или Сегеа. В Эфиопии пиво носило названия Fokka и Mazar, понятия эти употребляются и сегодня. Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), как и египтяне, приписывает изобретение пива богу Озирису, называя его ячменным вином. Древнегреческий ученый и мореплаватель Пифей (IV в. до н. э.) отмечал опыт скифских племен в приготовлении пива. Налог на пиво, введенный при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н. э.), играл значительную роль в экономике страны. Древнегреческий драматург Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н. э.) говорил, что пиво в Риме употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Отсюда название пива Ceres и соответствует итальянскому Cervisia и испанскому Cerveza. А древнегреческий географ и историк Страбон (I век до н. э.), много путешествовавший по Малой Азии и Египту, в своем 17-томном труде «География» отмечал, что в Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво Cythos, в которое примешивались ароматические вещества. У жителей Иллирии и Паннонии пиво именовалось Cabaj или Sabajum. Фракийцы и иллирийцы употребляли от Адриатики до Черного моря светлое ячменное пиво как народное питье, о чем неоднократно упоминается в Библии. Основываясь на подсчетах римского консула и ученого Плиния Младшего (62-113 гг.) по крайней мере, 195 сортов ячменного напитка в Европе изобрели уже к I веку н. э. В середине I века н. э. в Галлии, в населенной кельтскими племенами, пиво являлось народным напитком под названием Когта. Это кельтское пиво сохранилось в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до нашего времени. По своему этимологическому составу слово Когта схоже с испанским Сегеа, отсюда предположение, что пиво пришло в Галлию из Испании. В старогерманском языке пиво называлось Peor, Bior, Pier. Считают, что это название происходит от среднелатинского bibег или biberis – напиток. Еще одно старогерманское название пива Ala, Alo, Ealo удержалось в английском языке как Ale. В Англию и Ирландию пивоварение проникло от кельтских племен. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит в своей работе «Германия» (98-99 гг.) сообщает об умении германцев варить пиво из ячменя. |
|