Roman Tverskoi and Ko

Сайт профилактической медицины ТГМА

      До использования хмеля, для придания пиву горечи и улучшения вкуса, применяли разные травы и пряности. Греческий ученый Диоскорид писал в I веке об употреблении ирландцами curmi – сбраживаемого напитка из проросшего ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и др. Травяные добавки использовали и позже наряду с хмелем. А его современник Ворус писал, что пить вересковое пиво доставляло такое удовольствие, какое испытывали души усопших героев в обществе богов.

   Хмель в Европе как дикорастущее растение был распространен во всей зоне умеренного климата, его хорошо знали и римляне. Использование хмеля в пивоварении распространялось в периоды переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена.

   Впервые в исторических документах о хмеле говорится у Иссидора Севильского (570-636 гг.), а затем в дарственной у франкского короля Пипина Короткого (714-768 гг.) в 768 году.

   Считают, что способность хмеля сохранять пиво и придавать ему особый вкус и запах была открыта на Руси, а потом хмель распространился по Западной Европе. Это предположение основано, во-первых, на том, что родина хмеля – Сибирь, Средняя Азия и юго-восточная Европа. Во-вторых, известно, что люди, населяющие эти земли, испокон веков пользовались плодами хмеля для приготовления браги. Полагают также, что один из излюбленных напитков древних обитателей Приуралья и Сибири не содержал спирта, но оказывал выраженное одуряющее действие. Этот напиток представлял собой настой плодов дикого хмеля, содержащих природные вещества – алкалоиды – в количестве, способном влиять на психику человека и, в частности, оказывать одурманивающее наркотическое действие. Именно с этим связано появление таких известных понятий, как охмеление, похмелье, опохмеление и других.

   В IX веке при Людовике Благочестивом (814 - 840 гг.) славилось хмелевое пиво монашеских орденов бенедиктинцев, францисканцев и августинцев. В начале X века город Гарделеген получил от Генриха I герб с веткой хмеля.

   Святая Гильдегарда, настоятельница Рупертсбергского монастыря, упоминает в 1079 году о хмеле, как добавке к пиву. Хмель разводят в Баварии, Нижней Саксонии, Франции.

   В средние века первыми пивоварами в Европе были монахи многочисленных монастырей, особенно в Германии и Франции. Германцы развернули пивоварение одновременно с земледелием. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Варилось пиво крепкое - для монастырской знати и послабее - для «обыкновенной братии». По германской легенде изобретателем пива является сказочный король Гамбринус, которого пивовары считали своим покровителем. Реальный прототип патрона пивоварения - герцог Брабантский Ян Примус, энтузиаст потребления пива, убитый в рыцарском бою в 1294 году.

   Уже в 1282 г. пиво, изготовляемое крестьянами на острове Сааремаа, находит письменную похвалу местного епископа. С XIV столетия, с расцветом средневековых городов, пивоварение принимает все более крупные размеры.

   В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества магистрат Таллинна своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. В 1456 году в Таллинне основывается цех разносчиков пива, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цехи пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и другим работникам ежедневно выдавали пиво.

    В 1498 году в Таллинне был основан цех пивоваров, утвержден его Устав и регламентированы права и обязанности мастеров-пивоваров, порядок и срок обучения подмастерьев, были уточнены требования к сырью и качеству пива. (Цит. По В. Довгань)

   В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Перу испанцы отведали напиток Чичу.

  Слово «пиво» существует во всех славянских языках, и раньше оно означало не только пиво, а напиток вообще, напиток, который часто и много пьют. Слова «пиво» и «пить» созвучны в славянских языках. Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, когда им угощали венгры греческих послов.

   Именно славяне были посредниками, передававшими практику использования хмеля другим европейским народам. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевской Руси и Новгородских землях. Раскопки в Новгороде показали, что бочки для варки напитка из ячменя практически находили в каждом доме. Новгородское вече даже принимало специальный закон, не только регулирующий требования к качеству пива но и устанавливающий твердые расценки на продукт.

  Пиво в Древней Руси иногда называли солодом. В документе говорится: «а се поклоны вирные были при великом князе Ярославе: вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю».

  Владимир заключает мир с болгарами в 987 году до тех пор, «пока камень начнет плавати, а хмель погрязнет». В Летописях Нестора (1056-1114 гг.) говорится о хмеле как о растении культурном. (Цит. По В. Довгань)

   В Древней Руси пиво (напиток) пил каждый взрослый человек, оно служило непременным угощением. Характерен ответ древнего ратая (пахаря) богатырю, приводящийся в былине «Микула Селянинович»:

Ай же Вольга Святославович!
А я ржи напашу, да во скирды складу,
Во скирды складу, домой выволочу,
Домой выволочу, да дома вымолочу,
Драни надеру, да и пива наварю,
Пива наварю, да и мужиков напою,
Станут мужики меня покликовати:
«Молодой Микулушка Селянинович!»

   По отзыву иностранцев русское пиво (напиток) было вкусно, но мутно. Иногда пиво приправляли патокой или сдабривали ягодными смесями. Последнего рода пиво называлось «поддельным». В летописях упоминается о напитке «перевара», означающий «взварец» – напиток из пива и меда, отличающийся большой крепостью. В этом былинном примере и в отзывах иностранцев речь, по-видимому, все же шла не о пиве, как мы сегодня его представляем, а о таком напитке, как квас. Но об этом чуть ниже.

  Считают, что в России в XV-XVI столетиях пивоварение было чрезвычайно распространено. Описывая свое путешествие по Московии в 1436 году, венецианский дипломат и путешественник Иосафат Барборо сообщает: «Московитяне вина не пьют, но приготовляют особенного рода напиток, подмешивая туда хмель, который придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна как вином».

  Великий князь Иван III в годы своего царствования (1462-1505 гг.) запретил кому бы то ни было варить пиво и употреблять хмель, присвоив это право казне. Позже указ был отменен. Со времени его царствования наряду с хлебным вином пиво подают в кабаках.

   При Борисе Годунове (1598-1605 гг.) было запрещено варить пиво «средним и молодшим» людям. В начале XVII века в Новгороде ведро пива стоило 4 алтына. С солода, хмеля и меда бралась «брашная» пошлина.

   Известный немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671 гг.), побывавший в 1634 году в Москве, писал: «У них имеется и хорошее пиво, которое, в особенности немцы, умеют очень хорошо варить и заготавливать весною». (Цит. По В. Довгань)

    В давние времена племена, населяющие земли Восточной Европы, не имея возможности ублажать себя виноградным вином, изготовляли алкогольные напитки, из всего, что может бродить: из брусники, черники, малины. Наиболее же почитаемым был напиток, приготовленный из березового сока, который называли хмельной березовицей. Популярность его была обусловлена тем, что изготовлялся он легко и просто и, главное, в громадных количествах.

«Целеустремленности и усердию наших предков можно дивиться: во время весеннего сокотечения они подчистую уничтожали целые березовые рощи, заполняя березовым соком всю имеющуюся посуду. Учитывая, что хмельную березовицу надо было быстро выпить, пока она не прокисла, можно предположить, что неделю – другую лесной народ ничем, кроме этого занятия, себя не утруждал.
Но весна – весной, а что делать в другие времена года? Короче, березовица никак не могла удовлетворить неутолимую круглогодичную потребность наших предков. Поэтому, начиная с IX века н.э. на смену ему пришел другой напиток – хмельной мед.
Хмельной мед изобрели лесные жители, которые занимались бортничеством – добычей меда диких пчел. Поначалу его получали путем растворения пчелиного меда в дождевой воде с последующим сбраживанием в присутствии кислого теста. Позже в раствор меда начали добавлять хмель, заметив, что брожение меда в его присутствии протекает гораздо быстрее и эффективнее. Оказалось, что плоды хмеля содержат на своей поверхности дрожжевые грибки, способные быстро переводить сахара меда в спирт»
. (Нужный В.П.)

   По мере распространения хмельного меда совершенствовалась и технология его приготовления. Мед начали предварительно варить. Для этого к отцеженному и разбавленному водой меду добавляли хмель, уваривали в котле наполовину, остужали и бросали в жидкость кусок ржаного хлеба, натертого патокой и дрожжами. А когда брожение заканчивалось, напиток сливали в бочки и ставили в погреб. Оказалось, что из вареного меда получается гораздо более крепкий и хорошо сохраняющийся напиток. Наконец, вершина алкогольно-медового искусства – мед ставленый. Он представлял собой результат длительного, до десяти и более лет, медленного брожения некипяченого меда на хмелю и дрожжах. Понятно, что такая длительная и трудоемкая процедура делала ставленный мед весьма ценным напитком. В него часто добавляли соки разных ягод, сдабривали кореньями и редкими в те времена пряностями.

   Судя по многим свидетельствам, хмельной мед был довольно крепким. Во всяком случае, он был крепче виноградного вина, поскольку древние греки и византийцы считали, что пить его могут только варвары. На греческом языке слово «мэду» означало хмельной напиток, а слово «мэдзе» – пьянство.

«Летописец Нестор (1056—1114 гг.) писал о том, что в X веке продукты пчеловодства в большом количестве вывозились в Грецию через Переяславль-Дунайский. Позднее, в XII веке, возникла медовая и восковая торговля с Западной Европой через Новгород и Псков». (Г.М. Карагодин )

   Поначалу мед был исключительно привилегированным напитком и для частого употребления он был доступен только волхвам, княжескому двору, знати, да тогдашним чиновникам. Простой люд, в том числе дружинники и рабы, дорывались до него только по большим праздникам в честь Перуна или Стрибога, а также во время победных застолий. В Древней Руси это был самый популярный и почитаемый культовый напиток. Постепенно производство меда стало почти индустриальным и, начиная с XII века, его могли регулярно вкушать все, у кого водились деньги. Мед узнали и полюбили в заморских странах, куда его в весьма приличных количествах завозили купцы. Медом было разрешено платить налоги и подати. Со временем, он стал заметным источником доходов и превратился в национальный спиртной напиток повседневного потребления. Его стали широко изготовлять для собственных нужд простолюдины, проживающие в лесных районах. Считается, что именно с этого периода на Руси и повелось пьянство.

   Весьма вероятно, что хмельной мед спокойно существовал бы и сейчас, но этому помешало несколько событий. Главное из них – крещение Руси, в ходе которого князь Владимир мгновенно низверг не только старых богов, но и главный культовый напиток. Употребление меда во славу множества языческих богов было запрещено. На смену ему был призван другой ритуальный напиток – заморское красное вино «мальвазия», олицетворяющее собой кровь Христову.

   Но ничто на Руси не происходит сразу и навсегда. Чуть подальше от Киевского княжества долго еще продолжали варить, ставить и попивать мед в честь родных и близких старых богов, игнорируя указы и притеснения. Но вот для кого наступили веселые времена, так это для тех, кто был призван проводить в жизнь высочайшие распоряжения – тогдашних государственных чиновников и сборщиков налогов, бояр да княжеских дружинников. Мед быстро перешел из ведения волхвов, которые строго следили за соблюдением правил и ритуалов его потребления, под полное и безраздельное покровительство правящей братии.

  «Он перестал быть предметом культа, а потому его стало возможным попивать в любое время, заготавливать впрок, устраивать медовые поборы, ну и, конечно, торговать им. То, что стало дозволенным знати и купцам, было быстро и с энтузиазмом воспринято смердами. И пошел гулять хмельной мед по всей Руси – от стольных градов Киева и Владимира до самых до окраин. Широкой рекой потек мед за границы Руси – на запад, юг и восток. Превратился он наряду с воском, пенькой и дегтем в «стратегический товар»». (Цит. По В.П. Нужному)

   Учитывая, что мед был достаточно дорог, его стали вовсю вывозить контрабандой, минуя заставы и таможни. Море меда стало уходить на содержание военных дружин и ополчений. Оказалось, что нет «военного духа» без хорошего ковша меда. Настали времена, когда первый русский национальный спиртной напиток стал большим дефицитом. Обнаружилось, что ульи пчелиные в дуплах и колодах – не бездонная бочка, да и леса понемногу поредели. А раз дефицит, значит и цена на хмельной мед постепенно поднялась настолько, что не под силу стало покупать его не только простолюдинам, но и многим состоятельным людям. Вновь стал хмельной мед лишь царским да боярским напитком, подаваемым по праздникам. Случилось это в конце XVII века. И быть бы по сей день россиянам вынужденными трезвенниками, если бы не вечное стремление к новому, неведомому. Этим новым и неведомым, заменившим мед и все остальное, стала водка.

   Назад ] Домой ] Далее ]

 




 


Rambler's Top100        

Сайт управляется системой uCoz